Предлагается установить порядок учета застрахованных лиц при смене места жительства

Екатерина Уцына

AndrewLozovyi / Depositphotos.com

Разработан законопроект, предусматривающий поправки в Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – Закон № 326-ФЗ), касающиеся правил учета застрахованных лиц при смене ими места жительства1.

Как указывается в пояснительной записке к законопроекту, его целью является актуализация данных персонифицированного учета в сфере ОМС в едином регистре застрахованных лиц, а также разработка механизма распределения данных лиц в страховые медицинские организации для заключения договоров о финансовом обеспечении ОМС.

Законодательством установлено, что страхователями неработающих граждан, в том числе и трудоспособного возраста, являются уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ. Они же и уплачивают страховые взносы на ОМС (ч. 2 ст. 11 Закона № 326-ФЗ). На основании данных персучета, подаваемых этими органами, определяется и численность неработающего населения в целях уплаты страховых взносов.

В настоящее время действует норма, которая обязывает застрахованное лицо выбрать страховую медицинскую организацию по новому месту жительства, если там отсутствует филиал той страховой фирмы, в которой он был застрахован ранее. Сделать это необходимо в течение месяца с момента переезда (п. 4 ч. 2 ст. 16 Закона № 326-ФЗ). Поскольку большинство страховых компаний имеет широкую сеть филиалов во многих регионах страны, то необходимость менять страховую медорганизацию у застрахованных граждан отсутствует. При этом законодательно не установлен не только механизм контроля за исполнением такой обязанности, но и порядок учета застрахованных лиц при смене места жительства.

Законодатель поясняет, что существующий порядок противоречит принципам персучета застрахованных лиц в субъекте РФ, поскольку выбывший на новое место жительства гражданин, продолжает числиться в системе учета субъекта РФ по прежнему месту жительства. Если же гражданин не исполнил свою обязанность по смене страховой организации, то это возлагает на органы исполнительной власти субъекта РФ еще и бремя уплаты страховых взносов на ОМС граждан, не проживающих на территории субъекта. Кроме того, ТФОМС по месту страхования гражданина должен оплачивать оказание медпомощи гражданину по его новому месту жительства. А значит, субъект РФ несет двойную потерю финансовых средств на граждан, не проживающих на его территории: в виде уплаты страховых взносов и оплаты медицинской помощи, оказанной по новому месту жительства.

Об администрировании страховых взносов читайте в «Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей«. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Поэтому законопроектом предлагается установить обязательную смену медорганизации по новому месту жительства в другом субъекте РФ в течение трех месяцев с момента регистрации по новому адресу. Сведения о гражданах, не сменивших страховую фирму, предлагается направлять территориальным фондом в адрес страховых медорганизаций для заключения договоров о финансовом обеспечении ОМС.

______________________________

1 С текстом законопроекта № 751548-7 «О внесении изменений в статьи 16 и 49 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.

Источник